Ритейлеры предлагают обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила в Госдуму предложения, касающиеся контроля за оборотом маркированных товаров на маркетплейсах. В частности, ритейлеры настаивают на том, чтобы маркетплейсы проверяли наличие маркировки у всех товаров, проходящих через их склады и пункты выдачи.
Основные инициативы АКОРТ:
-
Ввести обязательную проверку маркировки на маркетплейсах.
-
Исключить возможность онлайн-продажи алкоголя и табака через биометрическую идентификацию.
-
Распространить действие закона «О торговле» на маркетплейсы, если они закупают товары в собственность.
-
Снять ограничения на посреднические услуги для маркетплейсов, связанных с торговыми сетями.
АКОРТ считает, что порядок контроля маркировки должен быть определён правительством. Сейчас система «Честный знак» охватывает 27 товарных категорий, включая продукты, лекарства, табачную и алкогольную продукцию. С момента запуска она принесла бюджету более 1,2 трлн рублей, половину из которых обеспечила маркировка табака.
Опасения и возражения
АКОРТ также выражает серьёзные сомнения в целесообразности разрешения онлайн-продажи подакцизных товаров (алкоголя и табака) через Единую биометрическую систему. В ассоциации предупреждают о рисках нелегального оборота и нарушения возрастных ограничений.
В то же время, в Минэкономразвития инициативу не поддержали, указав, что дополнительные обязанности осложнят работу маркетплейсов и цифровых платформ. В Торгово-промышленной палате РФ считают, что контроль за маркировкой должен оставаться функцией государства, а передача её бизнесу приведёт к росту расходов и цен.
Комментарий властей
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко сообщили, что законопроект о платформенной экономике, в который могут быть включены эти предложения, находится на стадии согласования и должен учитывать интересы всех сторон.